moykariver (moykariver) wrote,
moykariver
moykariver

Category:

Достоевский под стеклом

Оригинал взят у archnadzor в Достоевский под стеклом



В Санкт-Петербурге обсуждают возможное расширение и преображение музея Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке, 5/2, к грядущему 200-летию со дня рождения писателя.

Точнее, речь идет о концепции, разработанной архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры». То есть пока это - некая генеральная линия задуманных изменений, но при этом важно, что, во-первых, ее авторы настаивают на том, что их ход мысли одобрен и руководством музея, и вице-губернатором Кирилловым, и – якобы - вообще нет повода для дискуссий, а, во-вторых, согласитесь, по концепции можно во многом судить и о векторе проекта.

Таким образом, уже сейчас, можно сказать: к 200-летию Достоевского в 2021 году его музей и историческое окружение, а это практически неизменный на протяжении всего XX века Кузнечный переулок, рискуют навсегда утратить очарование подлинности.


Суть предлагаемых архитектурных реформ состоит в следующем. Пустующий участок рядом с музеем (доходный дом на этом месте был снесен в 70-е годы XX века) застраивается четырехэтажным зданием, между ним и нынешним музеем возводится стеклянный атриум, в котором находятся переходы из одного музейного пространства в другое. Авторы также не исключают и того, что задействуют внутренний двор: там могут проходить спектакли на открытом воздухе. В пояснительной записке, которую цитирует «Фонтанка.ru», сказано: «Пространство фойе продолжается во дворах музея, где живые картины петербуржской жизни предстают на подмостках открытой сцены, а декорациями служат стены брандмауэров, украшенные водосточными трубами. Кроны деревьев укрывают амфитеатр зрительных мест…»

В целом Евгений Герасимов описывает замысел так: «Здание, не похожее ни на жилой дом, ни на торговый центр. Мы хотели бы, чтобы это было похоже на музей, на музей XXI века». Итак, подлинность и сохранность последнего адреса Достоевского заменяется на нечто, «ни на что не похожее», чего и сами авторы сформулировать не могут. В новом здании запланированы литературное кафе и музейный магазин, лекционное пространство и библиотека, театральный зал на 118 мест.

Конечно, музей должен развиваться. В результате предложенного плана он получит 1270 квадратных метров, причем сравнительно бюджетно – за 500 млн рублей. Но ведь согласно концепции, туда люди будут приходить после работы, то есть, видимо, сама мемориальная часть музея уже в это время будет закрыта и не очень понятно, что в принципе, кроме логотипа музея и фамилии Достоевского, будет общего у этого модного места и мемориальной квартиры, и почему они непременно должны быть рядом? По сути, предлагаемая концепция приложима к любому музею и никак не подчеркивает, не отражает того, что создана именно для адреса автора «Преступления и наказания».

Жертвой такого неопределенного развития объявляется то, ради чего музей был создан и над чем активно, казалось бы, должен работать: сохранение подлинных меморий, к которым относится и атмосфера места. На этом, кстати, зарабатывает и Петербург: город Достоевского, топографически точно отображенный им в романах и повестях, хорошо сохранился, этим привлекает почитателей писателя со всего мира.

«Герасимов и партнеры» предлагают переформатировать самый главный адрес Достоевского – место написания «Братьев Карамазовых» и «Пушкинской речи», место его смерти. Более того, в мастерской рассказали, что восстановят и прежний вид фасада самого мемориального дома -№ 5/2. Правда, детали в СМИ не уточняются. Также авторы поясняют, что отвергли вариант с восстановлением ранее существовавшего здания рядом с музеем, поскольку «его невозможно было бы приспособить под новые музейные функции». Обоснование странное. Зодчие словно сами дискредитируют уровень своего мастерства и решений, а кроме того, как видно из концепции, собственно музейных функций в новом здании и не предполагается, так что не очень понятно, подо что невозможно приспособить новодел.



На фото: снесенный доходный дом между Кузнечный пер. 5 и 9

Вот как прокомментировал «Хранителям Наследия» все эти планы Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского отделения ВООПИК, кандидат исторических наук, член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга: «Надо заметить, что впервые в Петербурге мемориальный музей выступает с такой радикальной концепцией изменения мемориального места. И это вообще довольно странно, как в принципе странно представить, чтобы музеи-квартиры Пушкина, Некрасова или Блока вдруг захотели построить рядом что-то еще ультрасовременное.

Концепция, на мой взгляд, показывает, что ее авторы в принципе не понимают, с чем работают, что возможно, а что невозможно в этом пространстве. Кузнечный переулок почти не менялся на протяжении последнего столетия, это такой уникальный отрезок, на котором практически нет объектов советской застройки, современных зданий. Последний новый объём появился в 1920-е годы - это двухэтажное здание Кузнечного рынка, хорошо вписавшееся в историческую среду. В 1950-е угловое здание, выходящее на Владимирскую площадь, было реконструировано в стиле неоклассицизм при создании вестибюля метро. Остальные дома – исторические. Музей и окружающие его дома XVIII-XIX веков сохраняют подлинную ауру и среду Петербурга Достоевского. Именно эта подлинность притягивает к последнему адресу писателя почитателей со всего мира. Именно для сохранения этой подлинности и существует музей. Ни в коем случае нельзя её разрушать.

Таким образом, предлагаемое развитие приводит к утрате самого смысла сохраняемого. На мой взгляд, просто и логично было бы пойти по пути воссоздания доходного дома, который когда-то стоял на нынешнем «пустыре» рядом с домом Достоевского. Он был снесен в 70-е годы XX века и сегодня вполне возможно его воссоздать. Никто не требует воссоздавать внутреннюю планировку и проч., конечно же, внутри все может быть приспособлено под современные нужды музея. А вот воссоздание фасада было бы еще и реставрацией градостроительной ткани. Привнесло бы еще больше атмосферы XIX века в Кузнечный переулок».

В петербургских СМИ представители музейного и градозащитного сообщества пока дают сдержанные комментарии. Как-то очень уж не комильфо, если точкой очередного градостроительного конфликта станет такое знаковое и святое для Петербурга место. Но, увы, все показатели к такому развитию событий – уже налицо.

Dostoevsky_Kuznechny_p[1].jpg

Досье: Доходный дом в Кузнечном переулке, 5/2, был построен в XIX веке. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Начало и конец его творческого пути сошлись в одной точке. Здесь Федор Михайлович работал над ранней повестью «Двойник», здесь был написан его последний роман «Братья Карамазовы». Квартира Достоевских воссоздавалась по воспоминаниям современников и жены писателя.

Другие обсуждаемые проекты архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнёры":

Набережная Мойки 102: по поводу одного заседания Градостроительного Совета 2012 года

К застройке Тучкова буяна. Серия 8: Герасимов и партнёры


Tags: Герасимов Евгений, Достоевский, Санкт-Петербург, культура, музеефикация, музеи, обсуждения, реконструкция, юбилеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments